"Акварель в Манеже".

17 мая 2017

Что вы представляете, услышав слово «акварель»? Красивенькие арбатские пейзажики с Кремлём? Китайско-японские традиционные рисунки с золотыми рыбками, полупрозрачными горами и вечными хризантемами? А может, роскошные интерьеры Эрмитажа кисти Луиджи Премацци? 

Я вот обычно представляла себе акварели Карла Брюллова и Вильгельма Гау вплоть до конца апреля этого года, пока не побывала на выставке «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки». На самом деле с творчеством этого художника я знакома довольно давно – ещё лет десять назад как-то по случаю побывала в его музее и, честно говоря, не особо восхитилась и не слишком впечатлилась. Этот «Церетелли от акварели», как я его для себя окрестила, конечно, писал акварелью, но как?! Огромные полотна, три на два метра, с чудовищно гигантскими пионами, будто из цветочного кошмара какого-то усталого от бесконечных грядок садовника, или с практически целым кустом сирени, или с, по крайней мере, половиной черёмухового дерева! И это вместо изящных традиционных акварелек в нежных пастельных тонах! Неожиданная гигантомания художника поразила меня в самое сердце и долгое время, чего греха таить, заставляла нервно вздрагивать и мелко креститься при одном упоминании его имени.
Но эта выставка, проходившая в московском Манеже с 7 апреля по 5 мая, стала для меня настоящим откровением. Здесь были представлены не только картины самого Сергея Андрияки, но и работы педагогов и учащихся его школы – всего более 4000 произведений. Также в рамках выставки постоянно проходили мастер-классы живописи акварелью и лепки, пробные уроки, экскурсии и концерты.
То ли в прошлый раз я видела очень мало произведений мастера, то ли прошедшие годы стали для Сергея Николаевича удивительно плодотворными, только теперь я не могла оторвать глаз от его картин. Хочется отметить, что художник одинаково виртуозно владеет как акварелью, так и карандашом.
Тонко выписанные роскошные букеты огненных роз и разноцветных хризантем, невероятно уютные заснеженные провинциальные церквушки, грандиозные реконструированные панорамы старой Москвы и древние замки Шотландии, аскетичная красота Соловецкого монастыря, величественные горы Алтая и серо-зелёное неспокойное море – все работы пленяют как своим поразительным мастерством, так и каким-то трепетным, тёплым отношением к изображаемому. 




А

ещё меня поразили работы педагогов и учеников Академии и Школы акварели – какой же всё-таки у нас талантливый народ! 


И

совсем неизгладимое впечатление произвела обыкновенная деревянная… дверь! Точнее, картина-обманка, изображающая дверь в натуральную величину – со всеми трещинками, потёртой краской и ржавым замком. Её легко принять за настоящую. 



И пусть выставка в Манеже уже завершила свою работу, но вы всегда можете сходить в выставочные залы Школы акварели Сергея Николаевича Андрияки, что в Гороховском переулке, д. 17. Поверьте, оно того стоит!
Ирина Андреева.

"Акварель в Манеже".